Вчера в Ижевске ушёл из жизни художник Генрих Верещагин

Новости Удмуртии

О кончине живописца сообщила его дочь. Ему было 88 лет. С конца 1960-х он был один из лидеров художественного процесса в Удмуртии, признанным мастером-реалистом.

За 60 лет в профессии Генрих Георгиевич Верещагин написал сотни картин. Дальневосточные пейзажи в сдержанных тонах. Лаконичные, без лишней сентиментальности и всё же необыкновенно человечные натюрморты – художник оказывается в них тем, кто ясно видит красоту мира и сдержанно, но от души благодарит жизнь за возможность созерцать его. Серии «производственных» портретов 70-80-х годов, в том числе раскрывающих характеры ижевских мастеров-оружейников – в них Верещагин поднимается до самых высоких образцов тонкой психологической живописи: каждый из этих портретов – не про «фотографическое сходство», а про судьбу, характер, образ жизни. «Бытовые» портреты друзей, знакомых, родных – если собрать их вместе, то можно почувствовать дух жизни в творческих и интеллектуальных кругах Ижевска нескольких эпох, от  позднего СССР до 2010-х. Жанровые картины, выхватывающие самый ноющий нерв времени (достаточно вспомнить полотно «Памяти друга» 1995 года, где в компании молодых людей зритель безошибочно узнаёт ветеранов-афганцев, хотя камуфляж только на одной из пяти фигур, остальные давно носят «гражданку»).

О своём творческом методе он говорил: «Для себя я выбрал реализм. Он ближе к людям, понятнее, а мне всегда казалось, что художник работает не только для того, чтобы выразить свой внутренний мир, но и чтобы выпукло передать красоту жизни – настоящей, окружающей нас каждый день».

Последней выставкой, в которой художник согласился участвовать при жизни, стал проект «Цвет Удмуртии», посвящённый 100-летию государственности республики. Для экспозиции он выбрал картину 2010 года «Путина на Амуре. Ностальгия». Для каталога выставки он рассказал:

Читать так же:  Более 100 км непроезжих дорог восстановили в Удмуртии

– Этот сюжет прошёл со мной через десятилетия. Ещё в начале 1970-х эта работа была напечатана в газете «Труд», – тогда она была выполнена в жанре линогравюры, а для меня это были свежие впечатления: я прошёл на грузовом теплоходе по Амуру от Благовещенска до Николаевска-на Амуре. Но и после того, как я переехал с Дальнего Востока в Ижевск, я не прекратил писать пейзажи по эскизам, сделанным на Амуре. И много лет хотел вернуться к сюжету путины, когда красная рыба заходит из моря в реки на нерест, и рыбаки торопятся выйти на лов. Я сам бывал на ловле кеты и горбуши (был и наблюдателем, и участником – помогал рыбакам вытаскивать с лодок на берег тяжёлые сети с уловом), и мне хотелось отобразить этот процесс в живописи, – всё же я заканчивал живописный факультет, а графика была увлечением. Чтобы набрать этюдный материал, ездил на Каму – писал лодки, состояния и оттенки неба и воды, наблюдал, как волны идут за судном. А зарисовки с типажами рыбаков – мальчика и старика – были сделаны ещё в Приамурье. В изображении рыбацкого судёнышка есть детали традиционной нанайской лодки (например, резная уточка на носу). Собака на борту – это документальный момент, на Амуре во многих домах собаки были членами семей и вместе с людьми выходили на реку.

Вчера в Ижевске ушёл из жизни художник Генрих Верещагин
Генрих Верещагин. “Путина на Амуре”. Холст, масло, 2010 г.

Выставка «Цвет Удмуртии» (0+) откроется 22 октября в ВЦ «Галерея».

Справка «УП»

Генрих Георгиевич Верещагин родился 2 декабря 1931 года в г. Куйбышеве. В 1951-54 гг. учился в Ворошиловградском художественном училище. Продолжил учёбу в 1954-60 гг. на факультете живописи в Харьковском художественном институте (портретно-жанровая мастерская профессора С.Ф. Беседина). После окончания вуза уехал на Дальний Восток, а в 1968 г. переехал в Ижевск. В том же году был принят в члены Союза художников СССР и начал преподавать на художественно-графическом факультете Удмуртского государственного университета. До 80 лет он преподавал рисунок и живопись на знаменитом ижевском худграфе. В 1990 г. удостоен звания заслуженного деятеля искусств Удмуртии. До последних дней жизни он работал – в жанре портрета, пейзажа, натюрморта.

Источник

Оцените статью
Новостной портал в Сарапуле
Добавить комментарий